ЗАБЫТЫЙ БАТАЛЬОН


05.08.2013 12:41 2252

Руководитель Белгород-Днестровского
военно-патриотического клуба «Десантник»
Виталий Скиба


Шел второй год войны. Под ударами группы армий «Юг» и образованных на ее базе групп армий «Б» (генерал-фельдмаршал Ф.Бок, с июля М.Вейхс) и «А» (генерал-фельдмаршал В.Лист) войска Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов отступили на 150-400км, оставили Донбасс и правый берег Дона. На Сталинградском и Кавказском направлениях завязались упорные сражения. 7 июля был образован Воронежский фронт, а 12 июля Сталинградский, войска которого заняли оборону в большой излучине Дона. 17 июля начался оборонительный период битвы под Сталинградом, который продолжался до середины ноября 1942 года. В обстановке, когда противник вел успешное наступление, вновь стал вопрос об усилении деятельности заградительной службы на фронте. В связи с этим заместитель начальника Генерального штаба генерал-майор В.Д.Иванов и военный комиссар Ф.Е. Боков подписали 21 июля 1942 директиву Генштаба № 156273, направленную начальнику штаба Воронежского фронта, о неудовлетворительной службе заградотрядов в войсках. Ставка ВГК, учитывая сложившуюся обстановку, посчитала эти меры недостаточными. 28 июля 1942г. Нарком обороны И.В.Сталин подписал приказ № 227, который стал новым этапом в создании и применении заградительных отрядов и штрафных частей и подразделений. Приказ гласил: «Отныне железным законом для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование - ни шагу назад без приказа высшего командования». С этого момента началось формирование отдельных штрафных рот и батальонов для лиц, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости. Но помимо таких подразделений в армии и на флоте с августа 1943 года появились и другие штрафные части. И имя им – отдельные штурмовые стрелковые батальоны. Сегодня наша статья посвящена одному из них - участнику освобождения Белгород -Днестровского района, 16-ому отдельному штурмовому стрелковому батальону 3 Украинского фронта, находившемуся в действующей армии с июня по декабрь 1944 года.
Одним из последствий хаоса поражений и отступлений армии на восток в 1941 было огромное количество военнопленных и окруженцев, которые остались на оккупированной территории. Когда после Сталинградской битвы армии двинулись на запад, встал вопрос, а что делать с военнослужащими, которые попали в окружение и остались на оккупированной территории и не были партизанами. 1 августа 1943 года вышел приказ № Орг\2\1348 «О формировании отдельных штурмовых стрелковых батальонов» в котором предписывалось: «В целях предоставления возможности командно-начальствующему составу, находившемуся длительное время на территории, оккупированной противником, и не принимавшему участия в партизанских отрядах, с оружием в руках доказать свою преданность Родине». Данные подразделения формировались только из контингентов командно-начальствующего состава, находящегося в спецлагерях НКВД. Изначально было создано четыре таких батальона, а до конца войны всего двадцать девять. В отличие от штрафных батальонов, где в постоянный состав входили командиры всех подразделений, в отдельном штурмовом стрелковом батальоне (далее ОШСБ) постоянными были должности только командира, замполита, начальника штаба и командиров рот. Таким образом, возникла ситуация, когда бывший майор мог находиться на должности стрелка, а бывший старший лейтенант мог находиться на должности лейтенанта- командира взвода. Это предъявляло особые требования к личному составу и, в особенности, к командирам подразделений. Срок пребывания личного состава в ОШСБ был установлен в два месяца участия в боях, либо до награждения орденом за проявленную доблесть в бою или до первого ранения, после чего личный состав мог быть назначен в полевые войска на соответствующие должности командно-начальствующего состава. Личному составу батальонов были установлены оклады содержания по занимаемым в батальонах должностям, а семьям предоставлены все права и преимущества, определенные законом для семей начальствующего состава, то есть не так как в обычном штрафном батальоне. Штат батальона составлял 927 человек, ОШСБ состоял из трех стрелковых рот, минометной и пулеметной рот, роты ПТР (противотанковых ружей), роты автоматчиков, взвода ПТО (противотанковых орудий), саперного, транспортного и санитарного взводов, взвода связи и взвода пеших разведчиков, на вооружении имел 586 винтовок и карабинов, 195 пистолетов-пулеметов, 36 ручных пулеметов ДП, 10 противотанковых ружей, 12 станковых пулеметов «Максим», 12 82-мм и 9 50-мм минометов, 2 45-мм пушки. На ОШСБ возлагались задачи по проведению разведки боем с целью выявления огневых точек противника, прорыв линий обороны врага для овладения и удержания плацдармов, стратегически важных высот, штурм линий обороны врага, ведение «беспокоящих позиционных боев».
На юге войска 3-го Украинского фронта по завершению Березнеговато-Снигиревской наступательной операции (6-18 марта 1944 года) вышли на левый берег р.Южный Буг и без оперативной паузы 28 марта 1944 года начали Одесскую наступательную операцию. Вскоре войска фронта вышли к Днестру и форсировали его, заняв несколько небольших плацдармов на его правом берегу (район Слободзея-Молдаванская, Раскаевцы, Чобурчиу). Но к середине апреля войска 2-го и 3-го Украинских фронтов окончательно выдохлись и перешли к обороне, удерживая ряд плацдармов на правом берегу Днестра, одним из которых был плацдарм у населенного пункта Раскаевцы (Молдова). До начала Ясско-Кишиневской наступательной операции оставалось почти четыре месяца, однако в отличие от участка фронта Каролино-Бугаз - Маяки, где никаких существенных боевых действий не велось, на участке Паланка - Чобурчиу велись позиционные бои с переменным успехом вплоть до начала операции. К августу 1944 немецко-фашистским командованием у высоты 179,9 юго-восточнее с.Раскаевцы был создан мощный оборонительный рубеж, который и предстояло прорывать воинам-штрафникам. С самого начала формирования 16-го ОШСБ командиром был майор Сухомлин И.Т. Он был опытным офицером, до назначения на должность комбата 16-го ОШСБ за бои под Сталинградом в должности командира минометного батальона был награжден орденом «Красная звезда», а за успешные действия 6-го ОШСБ под Кривым Рогом был удостоен ордена «Красное Знамя». К слову сказать войну подполковник Сухомлин И.Т., заместитель командира 307 гв.стрелкового полка закончил на Дальнем Востоке, за окружение японского гарнизона получивший награду орден «Отечественной войны 2 степени». Заместителем командира по строевой части был капитан Старицын Иван Захарович, который, будучи старшим лейтенантом, был замом Сухомлина в 6-ом ОШСБ. Штабом батальона командовал капитан Кондратов Николай Антонович. При этом, внимательно изучая и систематизируя информацию о награждении бойцов 16-го ОШСБ за освобождение Белгород-Днестровского района, мы столкнулись с тем, что Кондратов Н.А. был дважды награжден за один и тот же подвиг. Согласно приказа по 46-й армии он был удостоен ордена «Отечественная война 1 степени», а по приказу 57-й армии ордена «Отечественная война 2 степени». Личный состав батальона составляли кадровые офицеры успевшие побывать в боях. Многие из них имели по одному-два ранения, достаточное количество были награждены орденами и медалями. Среди них были и младшие лейтенанты и даже батальоный комиссар. Командир отделения 1-й стрелковой роты сержант Райков В.С. до службы в ОШСБ был батальонным комиссаром, начал войну в июне 1941 и был награжден орденами «Красной звезды» и «Красного Знамени». В 16-ом ОШСБ ему пришлось стать обычным стрелком. И бойцов с такой судьбой в батальоне было большинство.
Первые потери батальон понес уже 19 августа 1944 года. С самого начала Ясско-Кишиневской операции на участке Раскаевцы-Чобурчиу был убит командир взвода ПТО капитан Жданов Леонид Алексеевич. Вместе с бойцами 16-го ОШСБ штурм высоты 179,9 предприняли и бойцы 84 отдельной армейской штрафной роты 3-го Украинского фронта. 20-22 августа штурмовики 16-го ОШСБ, действуя в боевых порядках 353-й Днепродзержинской стрелковой дивизии (статью о которой мы планируем на октябрь), смогли занять промежуточный рубеж у с.Слобозия. К тому моменту батальон потерял 12 человек, из них командира взвода ПТР Гарькавого И.Д., командира разведвзвода Сытенького П.Д., командира стрелкового взвода Шкурко П.Н. Несмотря на потери смело и решительно действовали воины стрелковых рот под командованием капитана Волкова С.И.(1-ая), гв.ст.лейтенанта Рогозы И.А.(2-ая), ст.лейтенанта Вишневского В.В. (3-я) при штурме укрепленного района врага у с.Суюндуки (ныне с.Чистоводное Б-Днестровского района) 22-23 августа 1944 года. Стрелок 1-й роты лейтенант Ульянов Н.В. стремительным броском настиг вражеский штаб и захватил штабную документацию, уничтожив троих и взяв в плен двоих врагов.Стрелок 3-й роты воентехник 1 ранга Шилин В.Ф. вместе с двумя бойцами атаковали вражеский дзот и уничтожил трех гитлеровцев. Огневую поддержку на флангах и в местах прорыва им оказали пулеметчики пулеметной роты ст.лейтенанта Воронова А.Е. Не отставал от царицы полей -пехоты бог войны -артиллерия. В общей сложности минометчики минвзводов лейтенантов Васильченко С.П., Панасейко Я.К., Хахладжиева С.И. уничтожили 20 огневых точек, ДЗОТ, 3 минометные батареи и рассеяли до 200 врагов. За умелые действия своих подразделений офицеры были награждены орденами «Красной звезды». Бесстрашно действовали разведчики взвода пешей разведки. Старший лейтенант Шевцов И.И. отличился героическими действиями в глубине обороны противника, в упор расстреливал отступавших немцев, в рукопашном бою уничтожил свыше 20 гитлеровцев. Шевцов И.И. посмертно награжден орденом «Красной звезды». Мстя за своих погибших друзей батальонные разведчики под руководством гв.лейтенанта Ломакина В.И. двумя отделениями пробрались в тыл врага и сеяли панику в его стане, уничтожив до 100 гитлеровцев. Смело и решительно действовали бойцы роты ПТР (командир гв.ст.лейтенант Саянов В.Г.), роты автоматчиков (командир ст.лейтенант Гопкало П.Ф.), инженерную составляющую обеспечивали саперы взвода капитана Николаева Г.М., связь с наступающими войсками и со штабом под огнем обеспечивали связисты взвода лейтенанта Плоткина Я.А., подвоз боеприпасов на передовую обеспечивали ездовые транспортного взвода лейтенанта Приходченко Ф.И. Не желая сдавать позиций, гитлеровцы упорно удерживали Суюндуки. Село в течении дня несколько раз переходило из рук в руки. Одна из таких огневых точек находилась в русле реки у основания нескольких деревьев, вторая на сельском кладбище. Именно здесь немцы расположили своих снайперов и пулеметчиков. И сегодня старожилы села могут продемонстрировать эти места. Там, на сельском кладбище, есть камень, в котором гитлеровский снайпер умело вытесал отверстие для своей винтовки. С этой позиции он методично расстреливал командиров и активных бойцов, препятствуя продвижению в центр населенного пункта. Со слов старожилов села, все убитые имели пулевые отверстия в районе головы. Однако врагу не удалось скрыться. Один из местных жителей, тайком подобравшись к врагу, убил снайпера ударом штыковой лопаты. Батальон нес потери, но продолжал двигаться вперед. Проявляя исключительную самоотверженность в деле оказания медицинской помощи, санинструкторы и военфельдшера санитарного взвода военврача 2 ранга Куликова Г.П. оказывали помощь раненым и выносили их с поля боя. Санинструктор 1-й роты Крупенко В.И. при штурме переднего края организовал санитарный пункт, где оказал помощь 75 раненым, вынес с поля боя 42 бойца вместе с оружием. За свой подвиг Крупенко В.И. был награжден орденом «Красной звезды». К концу дня село было взято. Завершили разгром врага минометчики гвардейских минометных частей, или «Катюш» как называли их в народе. Зайдя в с.Суюндуки три «Катюши» дали несколько залпов по отступающему врагу в район с.Русскоивановка.
В 2014 году жители населенных пунктов Белгород-Днестровского района будут отмечать 70-ти летие освобождения своей родины от немецко-фашистских захватчиков. И заглавие нашей статьи «Забытый батальон» мы выбрали неспроста. К сожалению, только сейчас, почти 70 лет спустя после окончания войны, благодаря работе поискового отряда клуба «Десантник», мы смогли систематизировать данные на погибших бойцов и изучить наградные листы на штурмовиков-участников освобождения нашего района. Всего 16-й ОШСБ за 19-23 августа потерял только убитыми 69 человек, из них 35 погибли, освобождая село Суюндуки. Количество умерших от ран в госпиталях и медсанбатах еще уточняется нами, но эта цифра уже перевалила за полтора десятка. Память –категория вечная. Сегодня мы не имеем морального права забывать свою историю и подвиги своих предков, в том числе и воинов 16-го ОШСБ, даже несмотря на их статус штрафников. Из 35 имен, погибших у Суюндуков, только пять фамилий увековечены на братской могиле в с.Староказачье. Останки воинов-штурмовиков до сих пор покоятся в полях и в братских безымянных сборных могилах на восточной и северной окраинах села. Клуб «Десантник» выражает признательность председателю Белгород-Днестровской райгосадминистрации Чернолуцкому В.С., председателю районной ветеранской организации Ластовецкому П.И., начальнику районного отдела культуры Корчагиной Д.И. за внимание к данной теме, поднятой поисковиками, и надеемся, что к 70-ой годовщине освобождения района прах воинов будет покоиться в братской могиле с.Староказачье, а жители района и родственники бойцов смогут увидеть на стелах имена героев-освободителей.













Білгород-Дністровська міська рада, 2024 рік