Туризм как основополагающий приоритет развития Белгорода-Днестровского


27.04.2011 13:39 2740

А. Тимошенко

www.bilgorod-d.org.ua

Мы, к сожалению, долгое время, достаточно упрощенно воспринимали развитие туризма в нашем городе, успокоено уповая на городскую жемчужину – крепость.

Вместе с тем если поставить себя на место простого туриста, то получается много вопросов без ответов. Ну, посмотрел турист крепость, ну купил сувениры и что…? Все!

Туристу больше делать в нашем городе нечего? Тем более - в крепость два раза ходить скучно. Предложить туристу другие направления, увлечь его, создать условия более длительного пребывания туриста в городе пока некому и не на чем.

Туристическая отрасль сложная и капризная вещь. Ее стабильность напрямую зависит от постоянно увеличивающегося количества туристов. И желательно приезжающих не на пару часов, а на пару суток хотя бы.

Вопрос: кто сегодня привозит туристические экскурсии в крепость?

Ответ: Одесские туроператоры и турагенты.

Вопрос: Сколько в среднем длится экскурсия?

Ответ: Один, максимум два часа.

Вопрос: Где платят налоги турфирмы, которые привозят туристов?

Ответ: По месту регистрации (в Одессе, Киеве и т.д.).

Так сколько можно заработать на входном билете в крепость? Можно ли считать состояние туризма в городе только лишь по входным билетам в крепость.

Тем более, что анализ посещений крепости, за последние 10 лет показывает, что количество посетителей неуклонно постоянное – 150-200 тыс. человек в год. Больше, к сожалению, пока завлекать не получается. Итого при цене 10 или даже 20 грн. за вход, получается, от 2 до 4 млн. грн. в год. Отнять налоги, коммунальные платежи, заработную плату обслуживающему персоналу, остается минимум 1-2 млн. грн. Этих средств и для нормальной реконструкции и содержания крепости и для развития других направлений туристической деятельности недостаточно.

Изучая опыт городов Украины достигших в вопросах туризма успехов, городской голова пришел к одному единственно правильному выводу - для развития туристической отрасли города одной крепости мало.

Нужны другие подходы и решения. Именно поэтому в марте 2011 года И.Н. Нановским принимается решение о создании рабочей группы по разработке Комплексной программы развития туристической отрасли в городе Белгороде-Днестровском. Заметьте - не развития туризма как такового, а именно формирования и развития туристической отрасли экономики города.

Основными составляющими программы должны стать вопросы организации туристическо–экскурсионного обслуживания, культурно-массовых мероприятий (фестивалей, спортивных соревнований), развития гостиничного хозяйства, развития системы лечебно-оздоровительных учреждений города, поселков Затока и Сергеевка. Актуальными для города остаются вопросы повышения качества обслуживания в учреждениях общественного питания, торговли, бытового обслуживания, связи, медицинского обслуживания, а также повышение качества охраны общественного порядка, санитарного состояния, благоустройства и озеленения города.

Главными результатами Комплексной программы должны стать: увеличение доходной части бюджета города, увеличение количества рабочих мест в этой отрасли, ежегодное повышение количества посетителей и гостей города, создание новых предприятий и объектов туристического назначения.

Давайте попробуем спроецировать спектр сегодняшней туристической индустрии на Белгород-Днестровский. Так ли наш город беден, если не учитывать крепость.

Белгород-Днестровский— настоящая «золотая жила» для развития туризма. Нам есть что показать и иностранным гостям, и соотечественникам. Однако, чтобы привлечь внимание потенциальных туристов, удовлетворить их спрос и пожелания, нам необходимо создать конкурентоспособные продукты на нашем туристическом рынке. Цель номер один, стоящая перед городом, — это представление интересов города на национальном, региональном и международном туристическом рынке. Не менее важная задача — создание качественно новых городских туристических маршрутов, которые бы объединили потенциал наиболее интересных и развитых с туристской точки зрения мест в городе и его окрестностях при взаимодействии с районными властями. Все мы понимаем, что успех маршрутов будет зависеть от нескольких составляющих, в том числе от эффективного их продвижения на отечественном и зарубежном туристических рынках.

Очень важен уровень обслуживания в туристической сфере Белгорода-Днестровского. Ведь не секрет, что зачастую наши соотечественники выбирают заграницу для своих туристических поездок только потому, что там четко действует правило: цена должна соответствовать качеству услуг. У нас же это правило пока не работает и сервис по-прежнему остается «ненавязчивым», примитивным, но с амбициями и претензиями на «звездность».

Вместе с тем нам предстоит создавать практически с нуля цивилизованный туристический город, не уничтожив при этом сложившуюся культуру города его уникальную атмосферу, бездумными, сделанные второпях проектами, без учета тысячелетних исторических традиций.

Что касается основных направлений нашей деятельности, то их сегодня два. Во-первых, налаживание конструктивного диалога с руководством Белгород-Днестровского района, с руководством Одесской области и Киевом. Без государственной поддержки, без разработки совместных программ и проектов в области объединения усилий по развитию туристического и курортного потенциала нашего города и прибрежной зоны говорить не приходится.

Во-вторых, создание объединенного конкурентоспособного турпродукта, в том числе для индивидуальных туристов. Безусловно, чтобы наш город, наши проекты, и уже существующие, и те, что пока только планируются, стали успешными в сфере туризма, их надо продвигать и популяризировать. Кроме того, для представления туристского потенциала города необходимо разработать туристский бренд Белгорода-Днестровского. Подготовить к выпуску рекламно-информационный материал, посвященный городу, высокого класса.

Наиболее перспективное направления продвижение туристического бренда города – создания туристического кластера. Кластер - это географическая концентрация взаимосвязанных компаний и поставщиков, предприятий, предоставляющих услуги в определенной сфере бизнеса. Туристический кластер - это объединение туристических ресурсов, в котором все его участники получают выгоду от совместных усилий в виде более широкого круга возможностей и конечных общих доходов. В туристическом кластере его участники могут более слаженно взаимодействовать между собой и властными структурами, а также с партнерами в Одесской области, Украине и за рубежом.

Конкурентное преимущество туристского кластера заключается в возможности развития:

  • делового туризма, т.е. поездки, связанные с участием в съездах, конференциях, семинарах и т.д.;
  • экологического туризма, использующего ландшафты региона и присутствия дикой природы;
  • культурно-познавательного туризма, направленного на раскрытие имеющегося историко-археологического потенциала и культурного наследия;
  • экстремального туризма;
  • рекреационного и оздоровительного туризма;
  • событийного туризма.

Среди многообразия направлений развития туризма, наиболее перспективными сегодня для города могут быть несколько. Среди них - событийный туризм. Это направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель поездки туриста, как правило, приурочена к какому либо событию. Событийный туризм - это непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления. Сегодня это перспективный и динамично развивающийся вид туризма. Целевая аудитория событийного туризма - это обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких человек. Событийный туризм можно классифицировать по масштабу события (национального или международного уровня) и по тематике события. На наш взгляд, в событийном туризме в Белгороде-Днестровском можно выделить несколько тематических видов:

  1. Городские, региональные, национальные и международные фестивали и праздники, которые либо уже проводятся в городе( фестиваль технических видов спорта «Аккерман-Мотор-Фест»; хореографический фестиваль «Днестровская волна»; молодежные фестивали «Фортеця», «У.РОК», фестиваль польской культуры «Аккерманский полонез») либо только планируются;
  2. Фестивали кино, театрального искусства, фольклорного прикладного искусства: фестиваль народного прикладного искусства в рамках празднования Дня города «Город Мастеров»
  3. Гастрономические фестивали с элементами народной ярмарки: уже ставшая ежегодной ярмарка «Дары Бессарабского края»;
  4. Фестивали музыки и музыкальные конкурсы: фестиваль оперного искусства, хорового пения, классической музыки.
  5. Спортивные события национального и международного уровня: «Ралли Аккерман», Чемпионаты Украины и Кубки Украины по мотокроссу проходящие на территории города; парусные регаты на водах Днестровского лимана.
  6. Фестивали исторической реконструкции, которые еще ждут своих организаторов.

К сожалению, исторический диапазон города в 2500 лет: от древних греков и Римских легионов до наших дней, пока еще не воплощен в фестивали исторической реконструкции.

Следующее перспективное направление – Деловой туризм, появился в 70-80е гг прошлого века в Европе и США. Сегодня деловой туризм - один из самых передовых видов туристического бизнеса, который не только дает возможность поиска партнеров по бизнесу, но и улучшить климат в коллективе сотрудников, повысить их квалификацию путем игрового обучающего процесса в сочетании с отдыхом. Такой вид деловых поездок в сочетании с отдыхом дает поразительные возможности для бизнеса и самих участников поездок. Это встречи и общение партнеров в неформальной обстановке, знакомство с новыми технологиями, инвесторами, поставщиками и потребителями, все это, в конечном счете, ведет к росту возможностей для бизнеса. То есть, можно констатировать, что такие деловые поездки являются самоокупаемым видом туризма (в конечном итоге).

В этом вопросе позиция городской власти совершенно понятна - городской совет берет на себя ответственность в вопросах организации деловых форумов на территории города регионального, всеукраинского и международного уровня. В таком случае остается открытым вопрос – кто возьмет на себя заботу о размещении участников форумов, организацию питания, транспортное обеспечения, культурное обслуживание и организацию развлечений. Ответ прост – бизнес города. Это дорога с двух сторонним движением. Это взаимовыгодное сотрудничество городской власти и предпринимателей города.

Нельзя сбрасывать со счетов и динамично развивающееся направление кулинарного туризма, корни которого, уходят в далекое прошлое. Современные путешественники все чаще отправляются в путь, чтобы узнать вкус новой национальной кухни, или отведать вина прямо на месте его производства. Всемирная туристическая организация полагает, что развитие кулинарного туризма будет одним из ведущих трендов. Кроме того, мы понимаем, что даже если человек прибывает в город не в качестве «кулинарного» туриста, так или иначе, каждый день ему придется сталкиваться с кухней отеля или местными ресторанами. Если местная кухня доставит ему удовольствие, без всякого сомнения, он поделится впечатлениями о ней с семьей и друзьями. Именно поэтому хорошая кухня и качественные заведения имеют непреходящую ценность и как часть кулинарного туризма, и как важная составная любого туристического продукта. От нее не в меньшей мере, чем от хорошего отеля или исторических памятников зависит имидж и ценность города как туристического направления.

Помимо приведенных примеров наиболее перспективных, по нашему мнению, для Белгорода-Днестровского видов туристического бизнеса мы несколько не умаляем значение и других направлений туризма – экскурсионного, литературного, экстремального, медицинского, рекреационного и т.д.

Чем город уникален так это тем, что в нем практически все виды туризма имеют место быть!

Таким образом, в вопросах, связанных с туризмом – на повестку дня выходит решение триединой задачи для всех нас – граждан великого Города. Для городской власти – формирование и продвижение туристического бренда города, формирование туристических маршрутов и туров, организация и проведения фестивалей, конкурсов, конгрессов, ярмарок, спортивных соревнований, разработка целевых программ, поиск финансовых ресурсов, реконструкция памятников, благоустройство города. Для бизнеса – участие в формировании туристической инфраструктуры, строительство гостиниц их сертификация, приведение в надлежащий вид пунктов общественного питания, транспортное обеспечение. Для горожан – содержание территорий в идеальном состоянии. При таком подходе - у нас все получится.




Білгород-Дністровська міська рада, 2024 рік