Там где мы, там победа! Морским пехотинцам 369-го батальона посвящается


29.11.2013 14:04 2367

Руководитель клуба «Десантник»

Представитель ВИЦ «Память и Слава»

Скиба Виталий

27 ноября отмечает свой профессиональный праздник один из самых прославленных родов войск - морская пехота. Зародившись в Петровские времена, морская пехота прошла за долгие годы славный боевой путь.

Сменялись эпохи, менялся государственный строй, менялся цвет знамен, форма одежды, вооружение. Одно оставалось неизменным - высокое мастерство и выучка, высокий морально-психологический уровень нашего морского пехотинца. За уже более чем трехвековой путь, покрывшая себя неувядаемой славой, морская пехота принимала участие практически во всех крупных войнах и вооруженных конфликтах. Но наиболее полно вся духовная сила и военное мастерство наших морских пехотинцев раскрылись, конечно же, в ходе самой кровавой войны в истории человечества - Второй мировой. На ее фронтах сражались 105 формирований морской пехоты. Именно тогда наша морская пехота заслужила у врага прозвище «черная смерть».

История обороны нашего края в июне-июле 1941 года и освобождения в августе 1944 года неразрывно связана с Дунайской военной флотилией и входившими в ее состав подразделениями морских пехотинцев. В июле 1941 бойцы 7-й местной стрелковой роты ДуВФ (1 формирования) обеспечивали охранение паромной переправы у п. Бугаз, в августе 1944 морские пехотинцы ДуВФ (2 формирования) форсировали Днестровский лиман и участвовали в освобождении населенных пунктов Лиманского и Староказацкого районов Измаильской области и г. Аккерман.

Сегодня наша статья посвящается морским пехотинцам одного из самых прославленных подразделений, участникам Аккерманской десантной операции, бойцам и командирам 369-го отдельного Керченского батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии. Несмотря на то, что о боевом пути батальона за это время было написано немало статей и очерков, тема, которую мы поднимаем в нашей статье, как никогда актуальна. И касается она самого святого - памяти о погибших воинах. Ведь война незакончена до тех пор, пока не захоронен последний из солдат!

Напомним читателям, что штат батальона состоял из управления (командир и штаб), трех стрелковых рот, пулеметной роты и роты автоматчиков, роты ПТР, минометной роты, батарей 45-мм и 76-мм пушек, взводов связи, разведки, ПВО, саперного, транспортного и хозвзвода. Всего более 700 человек личного состава. Командовал батальоном майор Григорьев Семен Тимофеевич.

По замыслу командования морские пехотинцы батальона первыми, в качестве штурмовых групп, должны были достичь берега, занятого врагом, и обеспечить захват и удержание плацдармов на участке Северной группы ( Сухолужье-Молога) и Южной группы (Шабо-Дача Терезино). В десант были выделены 4 роты, а батарея 76-мм полковых пушек была придана 10-му гвардейскому пулеметно-артиллерийскому батальону 1-го гвардейского УРа, который обеспечивал прорыв в Днестровский лиман через Цареградское гирло катеров ДуВФ и захват важного опорного пункта врага в районе п. Бугаз.

В бою за форсирование Цареградского гирла, действуя в составе батареи 76-мм пушек, проявил смелость, мужество и отвагу наводчик пушки краснофлотец Анисимов Петр Сергеевич, 1920 гр. В условиях стрельбы прямой наводкой по ДЗОТам (расстояние было всего 600 метров), пулеметным точкам и врагу, Анисимов П.С. дал возможность расчету орудия, с честью выполнить свой долг. К сожалению, долгие годы Анисимов П.С. числился для родных погибшим при занятии г. Галац (Румыния), однако членами секции военно-исторической и поисковой работы клуба «Десантник» было установлено, что запись в донесении о боевых потерях батальона была ошибочна. Вероятней всего это было связано с тем, что батарея действовала в отрыве от основных сил батальона, а командир батареи лейтенант Богородский Владимир Никандрович на время десантной операции был назначен начальником штаба группы высадки в районе с. Шабо и в этом бою был тяжело ранен.

Систематизируя данные на участников форсирования лимана, сведения о потерях и наградные листы, нам стало очевидным, что Анисимов П.С. пал смертью храбрых на косе в районе ст. Солнечная пгт. Затока. Факт смерти Анисимова П.С. в бою 22 августа 1944 года подтверждается наградным листом за подписью коменданта сектора береговой обороны ДуВФ подполковника Яблонского от 25 августа 1944 года. Посмертно краснофлотец Анисимов П.С. был награжден орденом «Боевого Красного Знамени». Спустя почти 70 лет, таким образом, стало известно имя еще одного героя-освободителя. Его имя, как и имена моряков флотилии и бойцов 25-й стрелковой дивизии, должно занять достойное место на мемориальных плитах братской могилы в пгт. Затока.

На этом участке фронта смело и решительно действовали и другие подчиненные врид командира батареи 76-мм мл. лейтенанта Кочина Иван Владимировича, заменившего на этом посту Богородского В.Н. Орденами и медалями были награждены командиры огневых взводов мл. лейтенанты Горин М.Е. и Кочин И.В., командиры орудий ст. 2 статьи Дрожжин М.Д, ст. сержант Хоревко К.Р., ст. краснофлотец Николаев Е.Н., заряжающие старшина Вихляев В.С., мл. сержант Трофимов Н.К., наводчики краснофлотцы Кухмистров И.С. и Рева А.И., замковые краснофлотцы Карцев И.Г., Юхтин В.С., Когутенко Ф.И., связисты ст. 2 статьи Кецельман С.И. и ст. 2 статьи Капинос Е.П., установщик краснофлотец Арсентьев И.Д.

В своих статьях мы неоднократно рассказывали о боевых подвигах разведчиков, медиков и других военных специалистах батальона, о мужестве и отваге Героя Советского Союза почетного жителя города Белгорода-Днестровского Михайловой-Деминой Е.И. на участках высадки батальона в Сухолужье-Мологе и Шабо-Дача Терезино.

За беспримерные мужество и героизм к званию Герой Советского Союза был представлен заместитель командира взвода разведки батальона ст. сержант Бондаренко Николай Леонтьевич, к ордену «Ленина» командир взвода разведки мл. лейтенант Тищенко Андрей Григорьевич и разведчик старшина 2 статьи Дужинский Андрей Григорьевич, к ордену «Боевого Красного Знамени» разведчик старшина 1 статьи Сухопяткин Леонид Иванович и многие другие бойцы батальона.

К сожалению, не всем было суждено дожить до победы. Только по предварительным подсчетам батальон в ходе форсирования Днестровского лимана потерял ранеными 40 человек рядового и сержантского состава и 6 человек офицерского. Умерли от ран в 48-м военно-морском госпитале в г. Одессе автоматчик роты автоматчиков комсомолец Сербулов Николай Михайлович и радист батальона старший краснофлотец Маслов Николай Григорьевич. Согласно именного списка боевых потерь сержантского и рядового состава 369-й ОКБМП потерял убитыми 31 человека рядового и сержантского состава, 2 офицеров, пропал без вести командир огневого взвода мл. лейтенант Урлин Иван Васильевич.

Сложность темы увековечивания имен погибших бойцов батальона заключалась в том, что в боевом донесении о потерях местом захоронения всех погибших было указано просто «район Аккерман». Не обошлось и без курьезов и ошибок. Так на Мемориале Славы в г .Белгороде-Днестровском увековечено имя офицера батальона мл. лейтенанта Чуденко Ивана Даниловича. Однако под фамилией Гуденко он увековечен и на братской могиле в с. Шабо, что по нашему мнению является истинным местом захоронения героя. Увековеченный на Мемориале Славы под именем Чернышев В.И. есть на самом деле погибший в бою номерной роты ПТР краснофлотец Чернышев Александр Иванович. Однако его имя также увековечено на братской могиле в с. Шабо. Усложнило задачу выяснения истины и еще одно событие. Несколько лет назад на окраине сельского кладбища с. Сухолужье, благодаря усилиям ветеранской организации района и жителей села, с финансовой помощью одного из депутатов райсовета, был воздвигнут мраморный памятник в честь морских пехотинцев, освобождавших село. Со слов старожилов установлен он был на братской могиле 18 бойцов, которая долгие годы оставалась неучтенной и безымянной. Надпись гласила, что памятник установлен в честь бойцов 83-й бригады морской пехоты. Однако боевые документы о потерях 83-й бригады, изученные нами, не подтверждают такого захоронения и таких потерь. Действительно, на кладбище с. Сухолужье, слева от главного входа, была братская могила 9 бойцов 83-й бригады. Однако в послевоенное время останки бойцов были перенесены по официальной версии в с. Выпасное. Из воспоминаний участника десантной операции командира танкового взвода Панченко А.К.: «Когда до берега в районе Сухолужье осталось 400 метров сели на мель. Глубина больше метра. Зальет танк. Остался один механик. Возился, возился Иван, но танк завел. Вылез на берег. А там бухточка такая. На берегу человек 30 убитых морских пехотинцев. Подошел к младшему лейтенанту, а у того нога по самый верх оторвана. Хотел подбодрить его, да тот что-то пробормотал и умер». Весьма вероятно и возможно, что воспоминания Панченко А.К. свидетельствуют о том, что погибшими бойцами вполне могли быть морпехи 369-го батальона.

Клуб «Десантник» выражает огромную признательность руководству города и района за то, что по ходатайству клуба, были созданы и приступили к работе городская и районная группы по уточнению списков воинов, погибших на территории нашего края в ходе Великой Отечественной войны. Мы будем стараться сделать все возможное, чтобы имена всех без исключения погибших, были навечно высечены золотыми буквами на городских и районных Мемориалах и памятниках.







Білгород-Дністровська міська рада, 2024 рік