Огненное небо Бессарабии 1941-1945


05.04.2012 06:47 3969

Руководитель Белгород-Днестровского
военно-патриотического клуба «Десантник»
Виталий Скиба

Славную страницу в боевую историю Вооружённых сил страны вписали ВВС Одесского военного округа и ВВС Черноморского флота как в период оборонительных боев 1941 года так и в период освобождения Правобережной Украины, включая Одесскую и Измаильскую области, в 1944 году.

К сожалению, история отечественной военной авиации слабо изучена. Наряду с исторической, все также актуальна мемориальная проблема, то есть поиск забытых воинских могил, установление имён и судеб без вести пропавших лётчиков. Проблема поиска усложняется ещё и тем, что могилы лётчиков - скорее исключение, так как большая часть экипажей сгорело (взорвалось) в воздухе или погребено в своих, врезавшихся в землю самолётах.

Больше всего книг написано об истребителях, а о боевых действиях бомбардировочных полков и дивизий ВВС, в том числе 9 армии и Южного фронта, в первые месяцы войны за эти годы написано досадно мало.

К началу Великой Отечественной войны на территории Измаильской области (ныне южные районы Одесской области) базировались авиационные полки 21 смешанной авиадивизии ВВС Одесского военного округа. Один из полков, 5-й скоростной бомбардировочный авиаполк (командир майор Котляр Ф.П., в последующем Герой Советского Союза), базировался на аэроузле Аккерман (с. Бритовка Белгород-Днестровского района). К началу войны в состав полка входило 5 авиационных эскадрилий, имевших на вооружении устаревшие бомбардировщики СБ (АНТ-40) и только начавшие поступать весной 1941 года в войска пикирующие бомбардировщики Пе-2. Также в районе аэродрома находилась 30-я авиабаза, 29-я школа младших авиаспециалистов, авиаполигон, радиостанция, 45-й отдельный батальон ВНОС.

На фоне разгрома военно-воздушных сил на приграничных аэродромах в других округах в первый день войны Одесский округ потерял на удивление мало - всего 23 самолёта и несколько лётчиков убитыми, хотя на аэродромах базировалось, с учётом флотской и пограничной авиации, не менее 1500 самолётов.

Такие низкие результаты потерь были следствием заранее предпринятых мер командующим ВВС округа о перебазировании авиации на дополнительные полевые аэродромы полков. Согласно этого указания две эскадрильи 5 СБАП были перебазированы на аэродром Кулевча, на аэродромы Аккерман и Кулевча переместились по одной эскадрилье 168 истребительного полка 21 САД из Колосовки Одесской области, часть эскадрилий 67 и 69 ИАП 21 САД также были перебазированы поближе к фронту на территорию Тирасполя, Бендер и других городов Молдавии. Авиация Черноморского флота продолжала действовать со своих базовых аэродромов под Одессой, Николаевом, из Крыма.

Первые боевые вылеты полки начали совершать уже в первый день войны. Основной задачей бомбардировочной авиации были скопления вражеских войск и техники в районе р. Прут, железнодорожные узлы Румынии, разведка местности. Истребительные полки 21 САД, выполняя задания ВВС 9 армии, прикрывали аэродромы базирования, штабы, войска, города, штурмовали вражеские войска, вели разведку и летали практически над всей территорией Молдавии, Одесской и Измаильской областей.

В 19.30 22 июня 1941 года 1 авиаэскадрилья 5 СБАП в составе 8 СБ (ведомый майор Казаков М.Т.) произвела первый налёт по скоплению вражеских сил в районе с. Картал (ныне Измаильский район), оказав помощь войскам 51 стрелковой дивизии, сдерживающей румынские войска на Дунае. В дальнейшем практически каждый день совершались полёты бомбардировщиков в районы Галаца, Брэила, Епурени, Муджени, Фельчиу, Тульчи, Сулины и другие. Командному составу полка приходилось вдвойне тяжело - основной лётный состав эскадрилий ещё не имел практики боевого применения и управления самолётами Пе-2 и поэтому боевые вылеты на «Поликарповых» выполняли в основном командиры эскадрилий, их замы и офицеры управления полка, включая Котляра Ф.П. Первое боевое применение Пе-2 состоялось вечером 22 июня, когда эскадрилья (9 Пе-2) возглавляемая командиром полка Котляром Ф. П. и штурманом полка Михайловым Д. в 20.00 сбросила бомбы на ж\д мост у Галац. Самым «чёрным» днем для 5 СБАП с начала войны стало 4 июля - не вернулись на базу после бомбардировки противника в районе Скулен сразу 6 экипажей (всего 18 человек). Погибли экипажи капитана Сторожева Л.Н., ст.л-тов Москалюка В.Е. и Хирного Ф.В., л-тов Ивашина П.Г. и Рычагова А.П., мл.л-та Старухина И.И.

9 июля 1941 года полк двумя эскадрильями (16 Пе-2) производил налёты на скопления войск в районах Фельчиу, Цыганка, Мурджени. В районе Фельчиу сбит зенитной артиллерией противника самолёт зам. командира эскадрильи ст. л-нта Белоброва Р.К. Экипаж погиб. Повреждённый самолёт командира звена мл. л-нта Кожемяко В.Д. дотянул до своей территории, но потерпел аварию при посадке на вынужденную близ с. Алексеевка Белгород-Днестровского района не долетев до аэродрома базирования у с. Бритовка. Экипаж погиб.

Всего с 22 июня по 25 октября 1941 года полк потерял в воздушных боях 16 человек личного состава, ранено 11( 6 вернулось в строй), пропало без вести 31 человек. Тяжёлые потери понёс полк и при внезапном нападении танков противника на аэродром Шайтаровка. Погибло 2 лётчика и 17 техников.

30 июля 1941 совершил свой героический подвиг командир 3 авиаэскадрильи Герой Советского Союза капитан Анисимов В.В. и члены его экипажа штурман капитан Горбонос И.Н. и стрелок-радист сержант Черненко С.И. Под Уманью при бомбёжке танковой колоны экипаж был подбит в районе с. Антоновка и направил свой горящий самолёт на скопление вражеской техники.

24 июня первый боевой вылет с Аккерманского аэроузла совершили и истребители 3 авиаэскадрильи 168 ИАП. Зам.командира эскадрильи капитан Плясунов Г.К. в составе звена истребителей И-16 в воздушном бою под Одессой сбил один Ju-88, а другие члены звена ещё два из шести вражеских бомбардировщиков. Ни одна из бомб врага не упала на Одессу.

27 июля в воздушном бою над Аккерманом погиб лётчик-истребитель 69 ИАП мл. л-нт Рожнов И.Ф., самолёт которого задев крылом поверхность воды в лимане, разбился и утонул вместе с пилотом. В неравном воздушном бою в 1941 году над с. Казацкое был подбит самолёт мл. л-нта (фамилия неизвестна).С горящего самолёта лётчик выпрыгнул с парашютом, но был расстрелян в воздухе экипажем вражеского истребителя.

И таких примеров было множество. С отступлением сухопутных войск покинули свои аэродромы и полки 21 САД.

Новый этап воздушных боев в небе Бессарабии начался в 1944 году в ходе наступательных операций 2-ого и 3-ого Украинских фронтов. Также как и в 1941 году в Одесском небе мужественно сражались плечом к плечу лётчики ВВС фронтов и Черноморского флота - истребители, бомбардировщики, штурмовики, разведчики. И снова славные сыны и дочери своей Отчизны не щадили своей жизни во благо мира на земле, во благо Победы над врагом.

2 июля 1944 года совершил свой подвиг лётчик-штурмовик Кузнецов А.Д., направивший свой горящий самолёт на скопление вражеских войск у ж\д станции Кантемир, 30 июля при барраже на большой скорости вошёл в штопор, упал и сгорел на территории противника в районе Аккермана самолёт лётчика 25 ИАП ВВС ЧФ мл. л-нта Кузьмина А.Ф., 21 августа 1944 в неравном воздушном бою над селом Русская Ивановка был подбит самолёт лётчика-штурмовика мл. л-нта Львова В.И., который с горящим самолётом разбился в 300 метрах от села, 22 марта 1945 в районе Аккермана при катастрофе самолётов погибли лётчики 25 ИАП ВВС ЧФ л-нты Смоляк М.В. и Третенко П.М.

К большому сожалению имена многих из лётчиков, погибших в небе Бессарабии до сих пор не увековечены, неизвестны места их захоронений и места падений самолётов.

В нашем городе и районе имеются лишь мемориальная доска Героя Советского Союза Анисимова В.В., установленная на здании по ул. Калинина где жил герой, имя Львова В.И. увековечено на братской могиле в с. Староказачье.

Поисковым отрядом клуба «Десантник» в настоящий момент ведётся совместная работа с Бритовским сельским советом (председатель Мережко М.Г.) и первичной ветеранской организацией (председатель Жбанков У.М.) по установлению к Дню Победы мемориальной плиты с именами лётчиков экипажа мл. л-нта Кожемяко В.Д. По архивным данным нами было установлено, что экипаж был захоронен 9 июля 1941 на аэродроме Аккерман. По свидетельствам Жбанкова У.М. в 70-х годах прошлого столетия было перезахоронение останков трёх воинов с территории аэродрома к сельсовету, где расположен обелиск с именами жителей села погибших в войне. Однако имена перезахороненных воинов были неизвестны. С большой уверенностью можно констатировать тот факт, что это и есть останки лётчиков-бомбардировщиков. Следующим этапом этой работы должно стать увековечивание памяти военных лётчиков, погибших в небе Аккермана. Для этого поисковым отрядом военно-патриотического клуба «Десантник» готовиться обращение к Белгород-Днестровскому городскому голове, которое уже предварительно поддержано целым рядом общественных ветеранских и патриотических организаций, не только города и района.

Пользуясь случаем мы ещё раз обращаемся к жителям города и района, ветеранам, детям войны с просьбой оказать помощь поисковому отряду нашего клуба в розыске забытых героев войны. Будем рады зафиксировать воспоминания участников войны, очевидцев событий. Наши телефоны 6-84-97 и 067-747-88-56.

Поисковый отряд Белгород-Днестровского молодёжного военно-патриотического клуба «Десантник», являясь филиалом Одесского областного военно-исторического центра «Память и Слава» выражает огромную признательность руководителю центра Игнатьеву Л. и почётному поисковику Украины Суховею Л.Н. за постоянную методическую и организационную помощь в деятельности отряда.




Білгород-Дністровська міська рада, 2024 рік