Гвардейский СК-065


10.06.2013 09:14 2076

Руководитель МВПК «Десантник» Виталий Скиба

Подвиги героев бессмертны. Они живут в памяти поколений и их свершениях, становятся символом мужества, горячей любви к Родине, готовности к ее защите. Их истоки - в самом народе, в его созидательной энергии. История наших предков богата примерами героизма. Из глубины веков дошли до нас имена чудо-богатырей, стоявших насмерть против монголо-татарских орд, русских воинов разгромивших немецких рыцарей на Чудском озере. Боевыми наградами отмечены тысячи героев Отечественной войны 1812 года, обороны Севастополя и Шипки.

Май месяц богат военными праздниками и датами. 4 мая отметил день части Белгород-Днестровский пограничный отряд, 9 мая народы бывшего СССР отметили 68-ю годовщину Великой Победы, 28 мая воины-пограничники всей страны отпраздновали 95-тилетие пограничных войск. 21 мая 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР одновременно с введением для военнослужащих гвардейских званий был учрежден образец соответствующего нагрудного знака «Гвардия». Сегодня наша статья посвящена неизвестной, а для малого числа жителей края забытой, теме участия морских пограничников в обороне края в начальный период Великой Отечественной войны. Эта тема особенно актуальна для нас тем, что неразрывно связанна с нашим городом и морскими воинами-пограничниками.

В 1939-1940 годах в связи с увеличением численности судового состава морских частей пограничных войск и появлением в результате этого возможности самостоятельного решения ими вопросов охраны территориальных вод, а также с целью улучшения оперативного управления и использования морских сил пограничных войск в случае военных действий они были вновь реорганизованы. Суть реорганизации заключалась в объединении разрозненных по пограничным отрядам отдельных дивизионов сторожевых катеров и кораблей в состав отрядов пограничных судов, подчиненных непосредственно командованию пограничного округа.

К 16 октября 1940 года на Черном море были созданы четыре отряда пограничных судов (ЧОПСа). В Черноморском пограничном округе были созданы два ЧОПСа — 1-й базировался на Одессу (1-й дивизион) и Аккерман (2-й дивизион), 2-й базировался на Балаклаву, в Молдавском пограничном округе 4-й ЧОПС базировался на Килию, в Грузинском пограничном округе 3-й ЧОПС базировался на Очимчиры и Батуми. На вооружении ЧОПСы имели катера различной модификации - типов ЗИС, КМ, МКМ, ППШ, БК-1, МО-2 и МО-4.

1-й Одесский ЧОПС возглавлял капитан 3 ранга Кузнецов А.М., а два его дивизиона капитан-лейтенанты Державин П.И. (Одесский) и Венцюн Б.М. (Аккерманский). Всего в отряде было 411 человек личного состава и около 20 катеров, девять из которых были сторожевые катера типа «МО-4». Разработка проекта «морской охотник» была начата еще в 1933 году по заданию ГШ ВМФ и ГУ ПВ НКВД СССР. По выданному заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морпогранохраны, а военное время-для борьбы с подводными лодками противника. Катер имел водоизмещение 56 тонн, 3 бензиновых двигателя, был вооружен двумя 45 мм и двумя 12,7 мм пулеметами, имел два бомбосбрасывателя, экипаж составлял 22 человека.

Великая Отечественная война расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны «МО» высаживали десант и разведчиков в тылу врага, подавляли огневые точки, ходили в дозоры и охраняли протраленные фарватеры, ставили мины у вражеских берегов, охраняли транспорт в конвоях, сопровождали подводные лодки до погружения и встречали их с походов. Именно в нашем крае начал свой боевой путь легендарный катер МО-125 второго Аккерманского дивизиона 1-ого ЧОПСа, ставший впоследствии СК-065, и единственным, удостоенным во всем Военно-Морском флоте СССР звания «Гвардейский». МО-125 был построен в 1938 году и имел заводской номер 51. С момента создания 1-ого ЧОПСа вошел в Аккерманский дивизион и в мирное время охранял водные рубежи на Черном море от устья Дуная до Аккермана.

17 июня 1941 года командир дивизиона капитан-лейтенант Венцюн Б.М. получил радиограмму из Одессы встретить и сопроводить в Килию контр-адмирала Воробьева С.М., начальника морского отдела погранвойск СССР. Выбор контр-адмирала пал на МО-125, командиром которого был лейтенант Тимошенко Владимир. По плану инспекционная поездка должна была быть закончена к 20 июня, но ухудшение погоды не позволило команде вернуться на базу в Аккерман, а Воробьев С.М. отбыл в Одессу по суше. Там, в Килие, на базе 4-ого ЧОПСа, и застала война экипаж легендарного охотника. С первых же часов войны все части морпогранохраны были переданы в оперативное подчинение соответствующих флотов. Не стали исключением и Черноморские ЧОПСы. 4-й Килийский морпогранотряд перешел в подчинение Дунайской военной флотилии и ему суждено было войти в историю как одному из боевых флотских подразделений, не только успешно отразивших атаки врага, но и сумевшему обеспечить одну из самых первых и удачных десантных операций всей Великой Отечественной войне.

Тогда, в далеком июне 1941, воины пограничники 79-го погранотряда, моряки ДуВФ и пехотинцы 51-й и 25-й стрелковых дивизий смогли в первые дни войны высадить десант на вражеский берег и провести известную операцию на Килия-Веке, позволившую показать всей армии и флоту что врага можно бить, бить его удачно и на его земле. Захваченный по Дунаю плацдарм позволил обеспечить нормальную работу Измаильского порта. Самое действенное участие в операции приняли и подчиненные Венцюна Б.М.

Успешно выполнив поставленную задачу МО-125, в составе ДуВФ 20 июля 1941 прибыл в Одессу и вошел в состав отряда сторожевых кораблей ОВР Одесской Военно-морской базы. Во второй половине дня 25 июля подходившая к пгт.Затока походная колонна румын была встречена минометным и ружейным огнем 7-ой роты (к-р л-т Ромашкин И.Ф.) 287 стрелкового полка 25-й Чапаевской дивизии. Огневую поддержку пехотинцам оказали катера 2-ого Аккерманского дивизиона 1-ого ЧОПСа.

С 10.12.1941 катер МО-125 изменил нумерацию на СКА-0124, а с 17.12.1941 стал СК-065. Именно под этим номером ему и его боевой команде суждено было войти в историю. В 1943 году катер СК-065, успев к тому времени неоднократно высадить морские десанты, поучаствовать в поддержке сухопутных войск, нес службу в составе отряда сторожевых кораблей Туапсинской ВМБ. В ночь на 23 марта 1943 года, участвуя в охранении транспорта «Ахиллион» в районе Фальшивого Геленджика в конвое, экипаж СК-065 совершил свой героический подвиг, за что был удостоен звания «Гвардейский», а командир минеров Куропятников Григорий Александрович был удостоен высокого звания Герой Советского Союза. Вступив в неравный бой с тридцатью немецкими штурмовиками и бомбардировщиками, сбросившими на катер более 100 бомб и нанесшими ему 1600 пробоин, экипаж морского охотника не только отразил все атаки врага, но и доставил в базу конвой в полном составе. Смело и решительно действовали все члены экипажа Владимира Тимошенко - мотористы Калашников, Страхов, Стеблянко, радист Ноздрин, кок Григорьев, боцман Семеняка, старшина рулевых сигнальщиков Шевченко, рулевой Глобин, комендоры Шариков, Перевозников, Скляр и другие.

Старшина 2 статьи Куропятников пришел в морские погранчасти в 1939 году и служил на МО-125 Аккерманского дивизиона 1-ого ЧОПСа. С первых дней войны в составе экипажа геройски сражался на Дунае, в районе Одессы, Крыма. В тот роковой день, находясь у крупнокалиберного пулемета, кировоградец Григорий Александрович Куропятников проявил истинные мужество и героизм. В ходе отражения одной из воздушных атак вражеским осколком ему оторвало левую руку выше локтя, ранило в голову и живот. Несмотря на то, что моряк истекал кровью, он продолжал вести огонь по вражеским самолетам одной правой рукой. Заметив, что на корме загорелись дымовые шашки и возможен взрыв глубинных бомб, Куропятников Г.А. одной правой рукой и зубами перегрыз конец и обеспечил сброс бомб в воду, тем самым спас от неминуемой гибели весь экипаж СК-065. После отражения атаки не только не покинул борт катера, но и продолжал руководить действиями по спасению катера. 16 апреля 1943 года начальник Туапсинской ВМБ контр-адмирал Жуков подписал представление о награждении старшины 2 статьи Куропятникова Г.А. медалью «Золотая Звезда» и присвоении ему звания «Герой Советского Союза». После излечения в госпитале герой был назначен комендантом береговой базы на флоте, а в мае 1944 демобилизован по инвалидности. В послевоенное время Куропятников Г.А. жил в Кировограде и работал диспетчером. Умер герой 25 февраля 1982 года и был похоронен с почестями в Пантеоне Вечной Славы.

Сегодня, когда нас отделяет почти семьдесят лет с той знаменательной даты окончания войны, мы, нынешнее поколение, ни на минуту не должны забывать подвигов своих предков и свято чтить и помнить их. Одним из таких примеров является экипаж МО-125 2-го Аккерманского дивизиона 1-ого ЧОПСа, начинавший свой боевой путь в нашем городе.






Білгород-Дністровська міська рада, 2024 рік