Аккерман в августе 44-го


12.09.2012 07:40 1627

Юрий Майзлис


В августе 1944 года в ходе Ясско-Кишиневской наступательной операции особая группа 46-й армии 3-го Украинского фронта совместно с Дунайской военной флотилией, наносила вспомогательный удар через Днестровский лиман в направлении г. Аккерман. Древний город 23-го августа был освобожден.

Улицы города представляли собой страшное зрелище. В 41-м входе немецких бомбардировок многие здания были разрушены. В 44-м советская артиллерия постоянно обстреливала оборонительные позиции противника расположенные в городских кварталах вдоль лимана. С целью воспрещения вывоза из города материальных ценностей и отхода войск противника наносились бомбо-штурмовые удары по улицам Измаильской и Кишиневской, железнодорожной станции. Уже через 62 года после тех событий в посадке возле станции была обнаружена неразорвавшаяся советская 250 килограммовая авиабомба. Особенно жестокой была бомбардировка 14 апреля 1944-го года, когда был освобожден Овидиополь и колонны отступающих немецко-румынских войск пошли через Аккерман. Город горел, дико выли собаки, люди метались, не зная где укрыться.

Много жилых домов и почти все предприятия были разрушены. Тротуары и брусчатка мостовых заросли бурьяном, до земли свисали ветви деревьев. Город был пуст, население эвакуировалось в Сергеевку и другие села. Электростанция и водопровод не работали. Больница была закрыта. Работоспособное население принудительно вывозилось на Запад.

За несколько дней до форсирования лимана в Овидиополе был создан костяк городского руководства. На него возлагалась нелегкая задача по организации жизнеобеспечения населения города, возобновления работы предприятий, организаций и учреждений, обеспечение сохранности оставшихся материальных ценностей. Готовились проекты первых руководящих документов.

Мне удалось разыскать уникальный документ-первое решение Белгород-Днестровского горисполкома, принятое в освобожденном городе 23 августа 1944 года. Вот его текст.


Решение1

Белгород-Днестровского городского Исполнительного Комитета советов депутатов трудящихся Измаильской области.

гор. Белгород-Днестровский 23 августа 44 г.


О возобновлении работы промышленных предприятии,

организаций и учреждений и о сохранении государственного

имущества города.


В целях быстрейшего восстановления нормальной жизни города и удовлетворения нужд населения городской исполнительный комитет решил:

1. Обязать всех руководителей государственной и местной промышленности, коммунального хозяйства, кооперативных и общественных организаций, связи, социально-культурных учреждений железнодорожного и водного транспорта, а также владельцев частных магазинов, ресторанов, столовых, пекарен, парикмахерских и кустарных предприятий:

а) немедленно возобновить работу;

б) организовать охрану государственного, бесхозяйственного и бросового имущества.

2. Рабочим служащим, инженерно-техническим работникам в суточный срок взяться на учёт по месту прежней работы.

3. Обязать городской отдел коммунального хозяйства в суточный срок учесть коммунальные и бесхозяйственные дома, назначить управляющих домами, комендантов, возложить на них ответственность за сохранность жилых домов, а также всего оставленного в них имущества, принадлежащего организациям, учреждениям, и частным лицам.

4. Все материалы и имущество, находящееся на предприятиях, в учреждениях, организациях, и жилых домах, брошенные или оставленные без присмотра, считается государственной собственностью. Выдача изъятие или переброска указанного имущества и материальных ценностей производиться только с разрешения Городского Исполнительного Комитета в каждом отдельном случае.

5. Лиц, уличённых в расхищении государственной социалистической собственности привлекать к ответственности по законам военного времени.

6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на горплан, горорганы милиции.


Председатель Белгород-Днестровского горисполкома

Секретарь Белгород-Днестровского горисполкома


Время военное, поэтому решение по форме похоже на боевой приказ - четкое, лаконичное не позволяющее двоякое толкование. Из решения видно, что в период прифронтовой неразберихи жестко ставился вопрос борьбы с мародёрством.

Вслед за войсками в освобожденный город для его восстановления приехала группа советских и партийных работников, направленных ЦК КПУ. Руководители были расселены в домах20 ( принадлежал священнику Епуре),22( принадлежал адвокату Отто Гольверу),24 (принадлежал служащему федерала А.М. Паруте). Хозяева домов ушли вместе с отступающими захватчиками.

В это время по заданию ЦК КПУ, для восстановления работы школ прибыли работники образования. Среди них была известный в городе педагог Ольга Кондратьевна Шавырина, которая в 50-е годы была директором 3-й, а позже 9(6)-й школ. По рассказам очевидцев, в течении недели все дети школьного возраста были взяты на учет и 1-го сентября пошли в школы.

Уже в августе 44-го в Доме Ерошевича начала работать больница. Перед освобождением в Доме Ерошевича и сквере стояла румынская кавалерийская часть. Дом был превращен в конюшню, а скульптуры итальянских мастеров были расстреляны из стрелкового оружия.

Дом был очищен. На пол уложена солома - это были палаты. Скорую помощь представляла подвода с запряженной в нее старенькой лошаденкой. Из врачей были завгормедотделом доктор Афанасьев, один хирург и один фельдшер.

Вскоре была восстановлена электростанция. Она располагалась на улице Кишиневской, работала несколько часов в сутки.

Ужасы оккупации закончились, жизнь постепенно налаживалась.

Август 2012 г.




Білгород-Дністровська міська рада, 2024 рік