Действия инженерных войск при форсировании лимана и освобождении города


03.07.2012 12:20 1709

Юрий Майзлис – начальник управления

по вопросам гражданской защиты,

оборонной и мобилизационной работы

В апреле 1944-го войска 8-й гвардейской армии прославленного командарма В.И.Чуйкова после освобождения Одессы с боями освободили Овидиополь и вышли на берег Днестровского лимана. Войска 8-й гвардейской были переброшены на 1-й Белорусский фронт, а побережье лимана от Овидиополя до Днестровско-Царьградского гирла заняли подразделения 1-го гвардейского Николаевского укрепрайона (УР).

С этого времени началась подготовка к форсированию. На правом берегу в районе Аккермана противник успел создать хорошо подготовленную систему огня и продуманную систему инженерных заграждений, которая начиналась прямо в воде и включала противопехотные спирали, несколько рядов колючей проволоки, систему минных полей. Для проведения форсирования необходимо было провести тщательную инженерную разведку береговой полосы.

При выполнении такого задания погиб сапер 1-го гв. Николаевского УР Герой Советского Союза К.М.Трухинов, звезда Героя ему была вручена всего за несколько дней до гибели.

Днем 15 июля Трухинов вместе с десятью разведчиками получил ответственное боевое задание - разведать пути форсирования Днестровского лимана, проделать проходы в расставленных прямо в воде заграждениях из колючей проволоки.

С наступлением темноты разведчики вышли к реке. Бесшумно резали ножницы проволочные заграждения. Позади остались 8 километров трудного пути по воде. Вдруг в небо взвились осветительные ракеты. Разведчиков обнаружили. И сразу же спокойный лиман забурлил и вздыбился: по воде ударили мины, ночную тьму прошили пулеметные и автоматные очереди.

Когда разведчики вернулись к своим, среди них не было сапера Трухинова. Первой же автоматной очередью его убило и он упал в воды лимана.

Инженерным войскам 3-го Украинского фронта пришлось действовать сложной обстановке,

им приходилось обеспечивать форсирование водных преград в обстановке, когда противник успевал взрывать мосты и уводить переправочные средства. Здесь решающую роль сыграло своевременное сосредоточение максимума инженерных сил и переправочных средств на важнейших направлениях, а при форсировании лимана и взаимодействие с' кораблями Дунайской военной флотилии.

В связи с необходимостью форсирования Днестровского лимана и преодоления в последующем ряда притоков Дуная в нижнем течении 3-й Украинский фронт получил относительно большие инженерные силы резерва Верховного Главнокомандования: в среднем 18 инженерных рот на армию. 2-й Украинский фронт имел только 10 инженерных рот на армию. При таком усилении плотность инженерных войск во 2-м Украинском фронте, наступавшем в полосе 400 км, достигала 0,8 инженерной роты на 1 км фронта. На 3-м Украинском фронте, наступавшем в полосе 210 км, она была в полтора раза выше.

Главные силы инженерного резерва начальник инженерных войск генерал-полковник инженерных войск Л. 3. Котляр нацеливал на инженерное обеспечение боевых действий оперативной группы 46-й армии, наступавшей на аккерманском направлении с форсированием лимана.

При форсировании лимана действия десантных групп обеспечивали бойцы 1-го батальона и разведроты 51-й инженерно-саперной бригады полковника П.М.Пузыревского. Саперы шли первыми они проделывали проходы в рядах колючей проволоки и минных заграждениях они же первыми попадали под огонь врага.

Форсирование Днестровского лимана войсками десантного отряда 46-й армии обеспечивали 100, 130 и 123-й понтонно-мостовые батальоны 5-й Днепровской Краснознаменной, ордена Кутузова понтонно-мостовой бригады Героя Советского Союза полковника Б. Д. Номинаса, оснащенные понтонными парками Н2П (тяжелый понтонный парк) и имевшие 21 полуглиссер, мотобот, 18 буксирных катеров, 4 катера-дымзавесчика. Кроме того, в распоряжении десантных отрядов находилось 500 десантных складных лодок, полтора парка НЛП (легкий понтонный парк), 1.75 паркаУВСА-3 (парк на основе резиновых лодок) и парк ДМП-41 (деревянный мостовой парк). Для устройства пристаней было сосредоточено 3 тыс. водонепроницаемых мешков и 500 куб. м круглого леса.

Основная часть десанта была высажена ночью, а утром, когда начались контратаки против плацдарма, для оказания поддержки десанту начал переправляться через лиман своим ходом 252-й батальон колесных амфибий, а на паромах, шедших на буксире у катеров, были переброшены две роты 3-го гвардейского мотоциклетного полка и три танка Т-34.

После освобождения поселка Затока было принято решение навести наплавной мост через гирло Днестровского лимана в самом узком его месте. Эту задачу выполнял 2-й тяжелый понтонно-мостовой полк парком СП-19 (специальный парк).

В 1944 году в гирле функционировала паромная переправа, а еще раньше — в 1917 году через гирло наводили наплавную переправу, которую во время ледохода весной 1918 года унесло в море.

Уже 24 августа начали сооружение подходов. Это была трудоемкая работа. Длина подходов левого берега — 556 м, правого берега — 387 м, объем земляных работ соответственно 2300 куб. м и 1200 куб. м. Полная длина наплавной части — 200 м, а всего моста — 243 м.. Мост рассчитан на пропуск поездов с паровозом серии Э.

Сборку паромов вели параллельно с выгрузкой понтонов с подвижного состава краном «Январец» грузоподъемностью 45 т. Учитывая особенности водной преграды, особое внимание уделили закреплению наплавной части моста. Кроме 84 табельных якорей весом 100 кг каждый, дополнительно установили 14 тяжелых морских якорей весом от 1,5 до 5 т каждый — по 7 с каждой стороны.

Наводку моста начали в ночь 29 августа 1944 года одновременно с двух берегов — 5-я рота с правого, а 7-я — с левого берега. К 6 часам утра наводку закончили. В линию моста ввели 9 тяжелых, 2 сверхтяжелых и 2 усиленных парома. С 8 до 10 утра проводили испытания моста паровозом. Они прошли успешно. Для большей надежности эксплуатации моста его крепление было усилено. Помимо обычных и тяжелых морских якорей провели крепление моста к берегам лимана 14 тросами с каждого берега. Кроме того, усилили крепление секций самоходных понтонов к катерам путем установки специальных хомутов.

В журнале боевых действий 2-го тяжелого понтонно-мостового полка записано:

«20.08.1944 г. Оперативная группа штаба полка в составе 18 чел. на 3 грузовиках выехала для рекогносцировки местности и инженерной разведки гирла.

27 августа 6-я понтонная рота приступила к сборке паромов. К концу суток паромы были собраны. Во время сборки подорвался на минах катер. 1 человек убит, 2 ранено и 2 контужено.

30 августа в полку были награждены медалью «За отвагу» — 15 чел., медалью «За боевые заслуги» — 35 человек. Представлены к награждению командованию отличившиеся офицеры, сержанты и рядовые- 1356.»

Эксплуатация переправы продолжалась 45 суток — с 29 августа по 12 октября 1944 года.

Сосредоточение необходимых средств и отважная работа понтонеров и саперов обеспечили успешную высадку десантов и переправу главных сил группы войск через лиман, а в последующем и наводку понтонного моста через Днестровско-Царьградское гирло. За все годы войны такой широкой водной преграды Советским войскам форсировать не приходилось.




Білгород-Дністровська міська рада, 2024 рік